Минутка самообразования на RAP.RU: что делать, чтобы не облажаться. И что делать, если вы уже облажались. Ребята из издания The Fader перекопали подшивки «продюсерских...

9 правил успешной карьеры от хип-хоп продюсеров

М

Минутка самообразования на RAP.RU: что делать, чтобы не облажаться. И что делать, если вы уже облажались.

Ребята из издания The Fader перекопали подшивки «продюсерских» спецвыпусков за последние 5 лет и выудили из гор этих интервью 9 общих правил, которым должен следовать успешный музыкант. Советами делятся Metro Boomin, DJ Dahi, Frank Dukes, DJ Mustard и другие известные продюсеры. 

Однако чтиво может быть одинаково полезным как битмейкерам, так и MC, т.к. затрагивает вопросы не столько техники, сколька философии.

Оказалось, что многие продюсеры и битмейкеры в детстве провели не одно воскресенье, сидя на церковной скамье. Известный по работе с Gucci Mane немец Zaytoven в детстве перебрался в Атланту и так прикипел душой к местной баптисткой общине, что до сих пор играет на церковном органе в одной из городских церквей. DJ Dahi вырос в дорогой частной школе с уклоном в христианство, и реп там, мягко говоря, не был в почете. London on da Track учился играть на рояле ещё до того, как познакомился с основами продакшна (и, по его словам, это было охренительно тяжело – руки не доставали до краев широкой клавиатуры). Нынешний подельник Андерсона Паака Knxwledge вобще торчал в церкви по 5 дней в неделю на протяжении почти 18 лет. Сначала пел в церковном хоре, потом переключился на музыку.

Дядя DJ Mustard’a был гастролирующим диджеем и завел бар в пригороде Нью-Йорка. Однажды он оставил своешенького 11-летнего племянника за старшего. «Я нихрена не понимал и просто пытался копировать действия дяди за пультом. – упоминает DJ Mustard. – В итоге я стал резидентом в его баре и с тех пор зарабатываю диджеингом». У DJ Spinz бабушка заведовала ночным клубом, где он и начал тусоваться с диджеями, у Diamond Kuts папа был MC на нелегальных рейвах, а Мэтт Мартинс из The Internet (тусовка Odd Future) рос, наблюдая за работой его брата и Жинель Моне по запуску лейбла. Что касается Sango из тусовки Soulection, то его мама во время работы на флоте постоянно носилась с семплером и клавиатурой Casio, и даже записала для сына демо, чтобы «вся семья могла учиться музыке вместе».

Когда общественные начинания проходят на бесплатных условиях, от этого выигрывают все. Например, Iamsu! научился конструировать биты во время практики на Youth Radio, WondaGurl впитывала азы продакшна по бесплатной программе The Remix Project при университете Торонто, а Сефан Понсе, приведший Childish Gambino к Грэмми, в обмен на помощь по дому учился продакшну у парня по имени Симеон в чикагском центре Street Level Youth Media.

Если пологать теории социолога Малкольма Глэдуэлла, для достижения совершенства в любом деле вам не обязательно нужны ноги Месси или ДНК Супермена, но постоянная практика. Речь о 10 тысячах часов практики. Согласно исследованию Глэдуэлла, гениями считаются те люди, которые быстрее всех нахошли дело жизни и начали работать над ним чуть ли не с самого детства (если не верите, то погуглите детсво Моцарта или Агасси). Конечно же, есть исключения из правил, но примеры ниже скорее подтверждают, нежели опровергают это правило. Так штатному продюсеру TDE Sounwave (на его полке стоит Грэмми за продакшн «GKMC» Кендрика) было 10, когда он полностью разобрался с драм-машиной. В 12 лет El-P приловчился делать pause tapes на своем бумбоксе. Metro Boomin заимел лептоп в подарок от родителей на 13-й день рождения, а Boi-1da научился игре на клавишах в 8 лет (у него был ужасный Casio, который ненавидели родители), а уже к 13 освоил азы музыкального продакшна.

Согласно трубачу Терренсу Мартину, которого вы могли запомнить по работе над «TPAB» Кендрика (или недавнем сольнике), задвинуть подальше свое эго - это главное правило в жизни Снуп Дога. «Никто никогда не делает нечё в одиночку» – вторит Мартину Boi-1da. Frank Dukes рассматривает продакшн в виде работы музыкальной группы, где каждый проявляет свои сильные стороны. «Ты хорош в чем-то одном, а этат паренек хорош в другом. – вторит ему DJ Dahi. – Так почему не забыть о своем эго и объединиться ради чего-то более мощного и важного для этого мира»?

«Хороший продюсер как футбольный селекционер должен уметь вовремя разглядеть алмаз в куче песка с глиной, а потом вытащить его на свет божи и огранить». – говорит Sonny Digital, который сумел разглядеть талант ILoveMakonnen в грудах других демок (втроем с Дрейком они записали сингл «Tuesday», принесший им номинацию на Грэмми). Дважды номинант на Грэмми Эндрю «Pop» Уэнзел считает, что важная часть работы делается ещё до того, как вы сели чтото записывать: «Иногда я просыпаюсь, напевая какую-то мелодию. Потом я вспоминаю, что такой треки не существует и понимаю, что может получится нечто классное».

«Продюсер это не просто чувачек, который делает биты, – говорит Harry Fraud, – скорее секрет в том, чтобы дать ему нужную свободу, разглядеть его сильные качества, и максимально раскрыть их». У Терренса Мартина другой трюк для правильной настройки - он всегда молится перед записью или выступлением, чтобы почувствовать  себя «пустым сосудом». А TM88 сравнивает студию с семейным домом: «Даже если мы нечё не записываем, то все равно тусуемся и придумываем чтото вместе».

«Мы всегда думаем о звуке будущего, поэтому не можем повторяться» – говорил Фаррелл о своем продакшне времен N.E.R.D. El-P настроен ещё более радикально –в своем интервью он говорил, что каждый раз пытается забыть свои старые навыки, знания и наработки. Каждая современная сессия – чистый лист бумаги. Это позволяет поддержать эффект новизны, ждать новых сессий как игру, а не работу. Mike WiLL Made-It рассматривает как вызов: «Как далеко я могу зайти? Насколько могу измениться? Каким будет последний джоинт»? Для Roc Marciano каждый семпл – это не просто кирпич в секвенсоре, а возможность научиться чему-то новому. В случае с Zaytoven, это помогло ему начать наблюдать за творчеством своих современников, даже если ему не всегда нравилось то, что они делают. «Порой я не могу понять, почему молодежи нравится такая музычка, потому что она звучит ужасно, – говорит он о Soulja Boy и ему подобных. – Но я знаю, что в их творчестве чтото есть, и неважно – нравится оно мне или нет».

Любой амбициозный продюсер мечтает двигать мир в светлое на днях, но работа по найму заставляет грязнуть в болоте сегодняшнего дня. «Я могу назвать себя разносторонним чуваком, – объясняет Metro Boomin, – но большая часть выпущенного мной стаффа, это модное качевое дерьмо, которое хотят эти ниггеры». С Metro Boomin соглашается Raye Rich из FKi – он считает, что люди могли бы быть более открытыми к новому. Поэтому его работа не только писать биты, но и умело пудрить мозги своим клиентам, убеждая их в необходимости лично вкусить это «новое и непонятное». Ведь уже послезавтра оно станет «скучным и обыденным».