Скруджи – современная звезда лейбла Black Star inc. Мы поговорили с ним о конкурсе «Молодая кровь», работе на лесопилке в Польше, уличной жизни, татуировках, баскетболе, Скриптоните, д...

«У кого-то школа второй дом, а у меня улица»: интервью со Скруджи

С

Скруджи – современная звезда лейбла Black Star inc. Мы поговорили с ним о конкурсе «Молодая кровь», работе на лесопилке в Польше, уличной жизни, татуировках, баскетболе, Скриптоните, детстве, проведенном в провинциальном городке, и, понятное дело, о творчестве.

Знаю, что ты родом из Львовской области, но потом твоя семья переехала в Первомайск в Николаевской области. В «Ровной дороги» ты читаешь, что рос на Буге. Расскажи целиком  всю эту историю с переездами, сменами школ, различными не самыми престижными работами. 

Сама история переезда не особо интересная. Поменял я две школы, учился плохо, дружил с плохой компанией, частенько пропадал. Наверное, если бы не музыка, все закончилось бы намного быстрей и намного печальней. Работал на всяких работах, никогда не стеснялся работать и руками – на мойках, на лесопилках. Про «рос на Буге» – тут все просто, там, где я вырос, есть река Буг.

Ты рано начал работать?

В 14 я уже работал на автомойке. Не знаю, это рано считается? На заработанные деньги снимал клипы, участвовал в видеобаттлах. Нигде особа долго не задерживался, так как жил другими целями – у меня в мечтах была одна музычка.

Расскажи про работы детальней – например, ты говоришь, что на лесопилке работал – что именно ты делал, что входило в твои обязанности?  

Принимать дерево. Едет дерево по конвейеру – а пила его разрезает. Плохие части отбрасываю, хорошие складываю. Вот и все – и так  ежедневно, каждый час, каждую минуту. Это я в Польше работал.

Почему именно там? 

В Украине все тяжело в этот период было в плане работы, да и вобще там всегда с заработком очень сложно. А если ты не творческий чел, а именно руками работаешь – то вообще очень тяжело. Моя мама с братом первыми поехали в Польшу – пробивали почву, у них уже была на счету одна поездка туда. Они мне сказали, что можно заработать денежек – поехали с нами. Ну я и поехал. Сложно нам заработать было дома, тем более у нас в провинции, это в Киеве всё по-другому. 

И ты прямо с лесопилки поехал на «Молодую кровь»? 

Я считаю, что лучше попробовать и пробегать, чем не попробовать вобще. Поэтому  собрал последние бабки и приехал сюда. Полтора года назад первый раз узнал о «Молодой крови», я хотел в Black Star inc., но не знал как туда попасть. Однажды был на каком-то концерте и девочка-организатор рассказала мне про конкурс «Молодая кровь». Когда в Польшу поехал работать, наткнулся в сети на информацию о новом конкурсе, кинул свою анкету. Через три дня меня одобрили, cобрал свои манатки даже не думая – ведь это была мечта моя,  взял все свои деньги и поехал. 

По итогам последней «Молодой крови»  изначально предполагалось подписать контракт с Клавой Кокой и Даной Соколовой, однако в последний момент Тимати решил дать тебе шанс. Чем ты его тогда зацепил? 

Я тоже думал, что два контракта подпишут! Вообще я там со всеми сдружился очень, и когда объявили, что первый контракт достается Дане, а второй Клаве – был рад за обеих девочек. Там на видео видно, что я их обнимаю, счастлив за них был. Почему произошло так? Я вышел и был максимально открытым, своим в доску. Я половины моего выхода не помню, но по реакции судей мне показалось, что своей открытостью их и удивил.

Буквально неделю назад ты в инстаграме по поводу «Молодой крови» написал, что ты «послал на х*й всё и победил». Что именно ты послал туда? 

Да все послал. Я рубил лес, прикинь, и просто собрал последние бабки и поехал на них в Москву. По-моему, я вобще единственный, кто знал, зачем сюда идет. Кого-то зарегистрировала мама, кого-то корешь, кого-то сестра, кого-то подружка, а я точно знал зачем я здесь и что пробьюсь.

Что бы ты делал, если бы контракт тебе не достался? Ты не увольнялся с лесопилки перед отъездом? 

Наверное, поехал бы назад – но этат вариант не рассматривался. Я шефу сказал – еду покорять Москву. Мне все тамошние поляки не верили. Я как им сказал, что будет около трёх тысяч участников, они такие: «О-о-о, без шансов!». Мой корешь и его друзья до сих пор там работают. Брат у меня дизайнер, он круто рисует, и я хочу, чтобы он в этом развивался, хочу как-то его сюда забрать. А лесопилка не предел – это такой  отрывочек в жизни, который нада просто прожить. 

Сразу после победы в конкурсе «Молодая кровь» ты сказал, что, мол, один в поле не воин – артисту нужна кофигня. Однако в том же русском рэпе есть достаточное количество артистов, которые смогли пробиться сами, не имея за плечами лейбла. Думаешь, ты бы не смог выбиться в люди один? 

Мне думается, многие лицемерят на этат счет. Если бы я мог сделать это один, то уже был бы звездой до Black Star inc. Я в первую очередь артист, а вся работа в деталях по продюсированию, менеджменту и рекламе – это не мое. Делаю свое дело как артист, и оно тоже нелегкое. 

Если бы ты не выиграл конкурс, как бы ты развивал своё творчество в дальнейшем?

Я бы просто писал треки для себя. Cнимал бы клипы, которые собирали бы по пять тысяч просмотров максимум. Очень далек от закулисья, тут над этим работает масса талантливых людей. 

До подписания контракта у тебя были страницы в соцсетях, но потом оттуда удалили записи, и начали вести их заново. Что там было такого, что нельзя было показывать твоим новым слушателям? Ты сам ведешь свои страницы?

Да, я веду инстаграм сам, а в остальные соцсети просто дублируют посты. Все фотка и подписи – это от меня. До того, как прийти сюда, я хотел сам обнулить инсту, ВК, даже треки старые хотел удалить. Тем более когда я пришел на  Black Star – это стало отправной точкой. Все одобрили мой черно-белый инстаграм, да и мне все нравится.

Раз на то пошло: твой первый клип – чёрно-белый, твой инстаграм – чёрно-белый, в твоём паблике есть запись «чёрно-белый самый яркий». Почему ты так не любишь яркие цвета? 

Мне думается, они отвлекают. Черно-белый – это и есть я. Не говорю, что это навсегда. Но давай вспомним: с этого, например, начиналось сериалы, с черно-белых тонов. 

Да, но это было обусловлено тогдашними техническими возможностями. 

Мне по кайфу просто – это отражает меня.  Улицы же есть и цветные, и мрачные, и яркие, и тусклые. Я шел с людьми, которые частенько спотыкаются, частенько встают на одни и те же грабли, у них все в жизни было мрачное, все черное. Мы выходили только по ночам раньше из дома – днем я спал. Отсюда, канешно и весь подтекст. 

В твоём паблике очень часто ведётся речь об улицах. Например, «Кто-то ищет вдохновение на море, кто-то в горах...Мне достаточно выйти на улицу!», или фота, где ты идешь по улице, подписанная «Кому-то страшно здесь ходить, а я дома». Чем для тебя является улица? 

Улицы это мой второй дом, я чаще был вне дома, чем в нем. У кого-то школа второй хата, а у меня улица. Мог выйти из дому и прийти через месяц, через три недели, и я находил, где мне быть и чем мне заняться. Поэтому всегда писал там, писал у друга дома, мог выйти на пару дней, потеряться, написать чтото, сидя на остановке. На «больничке» мог написать – есть там у нас такое место – больница. Там мог сидеть, теряться, писать – я жил там. Это в Первомайске всё, я там большую часть жизни прожил. Моя мама одна нас с братом тянула, никто нас не контролировал никогда.

Брат, получается, хороший сын? 

Да, мы совершенно разные с ним. Ну, он дома сидит, за компьютером, рисует. Он дизайнер, на полтора года старше меня, простой спокойный нормальный поцан, а я воть чтото никак не мог усидеть на месте. Я дома мог только поесть и уйти надолго. Я помню, была ситуация – приехал с работы на полчаса домой, и потом ушел со словами «меня там корефаны ждут, я пойду поздороваюсь», и пришел через три недели. Мне мама звонит: ты где? Ты в курсе, сколька тебя дома нет? Я ей: хах, дня четыре, наверное. А она: тебя 17 дней нет! Пришел, поел, и опять ушел. 

Ты настолько во времени потерялся? 

Ну да, видишь, – мы хорошо там жили (смеется)

Какие главные уроки тебе преподала улица? 

Наверное, научился разбираться в людях. Не вестись на первые впечатления, на облицовку. 

А по каким критериям ты судишь о человеке?  

У меня это развито как-то больше, чем у моих ребят. Просто изнутри понимаю человека. Он может нечё не говорить, молчать, но я уже скажу – хороший он или гнилой. Знаешь, и в 90% я был прав. Меня не слушали, начинали чтото делать и я оказывался прав, и в следующий раз меня снова не слушали, и затем я снова оказывался прав... Именно поэтому щас я подрасстался с большей частью своих пацанов из Первомайска. У меня здесь абсолютно все по-новому. 

Чувствуешь ли ты в Москве тот вайб, ту энергию, которая была в Первомайске? Первомайск же такой провинциальный городочек – его улицы, думую, очень отличаются от московских. 

Мне здесь очень нравится, здесь тоже свои волны вдохновения. С уличными ребятами тут особа пока не общался – так, во дворе пару раз пересекся, они там сигарету у меня попросили, преимущественно или дома сижу – пишу, или на студии. Только начинаю изучать и ходить по здешним улицам, спешу взять побольше от этого города. В метро мне пока нравится, там очень круто.   

Ты говоришь, что успел много где пожить – улицы какого города больше всего давали тебе вдохновения?   

Не знаю даже, честно, везде всё как-то по-разному. Не вспомню я, где написал чтото бодрое, а где что похуже. По-любому есть много крутых мрачных завораживающих городков. Ездил раньше в тур с одним малым, 25 городов объехали. Мы передвигались очень много, и в дороге много чего вдохновляло, горы особенно.   

А что за артист такой? 

Просто певец один. Я из Николаевской области, а он из Николаева, приехал туда выступать и познакомился с ним. Это малыш совсем, ему щас, может, уже и есть 18, а на тот момент было 16. Zippo его зовут. Он взял меня и ещё одного кореша в свой тур и в конце его программы я просто давал 3-4 своих трека. И воть мы катались и ехали из Улан-Удэ в Иркутск, и там сумасшедшие горы были – это очень круто. Сколько раз меня останавливали копы в аэропортах! Я не просто там выдумываю – мне сложно написать песню о «фиге и пряниках» – понил, да? Я буду сидеть и ее рожать. Очень вдохновляли переезды и путешествия – все это дает тебе какой-то поджопник.

Некоторые рэперы после выхода «Ровной дороги» приписывали тебе неумение рифмовать, мол, для 2016-го года «мухи-потаскухи-показухи» – слишком слабо. Расскажи о балансе между формой и содержанием, чему ты отдаешь предпочтение? 

Я лично не читал учебник о том, как писать реп. Если есть у вас такой – пришлите мне экземплярчик – почитаю. Мне думается, не стоит расставлять приоритеты между формой и содержанием. Можно углубиться в содержание, но забыть про форму, или войти в азарт с формой, но забыть про смысл треки. И тут нада чувствовать этат баланс просто. А вообще надо делать, как душа твоя подсказывает. 

Текст «Ровной дороги», похоже, написан очень быстро – я не ошибаюсь? 

У меня есть такие треки, которые записаны буквально за час. Первый куплет за пару часов написал, прошло пару дней, и за такое же время написал второй куплет. Если прёт – я за час напишу, если не прёт, я могу даже крутые какие-то строчки просто отложить, если через силу идет. Люблю, когда оно из сердца идёт, тогда и песни получаются, попадают в душу тем, кто их слушает. Если не прёт – ты можешь заставить себя сесть и писать до победного результата? Раньше я просто забивал фиг, но щас это моя работа и иногда приходится. Правда, я тут сидел как-то и получалась в сутки одна строчка. Пытался как-то на переживаниях – типа это работа, я сюда попал и не хочу никого подвести, не хочу себя подставить. Cтарался – но в этом просто нет смысла. Лучше просто оставь это, отдохни сигодня, отдохни на днях и напиши послезавтра, должно выстрелить. 

Ты описываешь сюжет «Ровной дороги» так: «Двигаясь, как мне думается, в правильном направлении, я оглядываюсь на всякие комнаты по сторонам. Это такие отрывки моей жизни». Давай представим, что тебе обязательно нужно зайти в одну из комнат и чтото изменить в ней – то есть какой-то один отрывок из своешенького прошлого. Что это было бы? Знаю, что все очень любят говорить про «я б нечё не менял», но тем не менее. 

Тоже склоняюсь к этому – нечё не менял, иначе бы не оказался здесь. Хотя есть пора моментов, которые я бы изменил, но в клипе о них не рассказываю, этих комнат там попросту нет. 

У тебя есть какие-то тайные комнаты? 

У меня есть не одна тайная комната, но ещё не хочу об этом распространяться. У меня было много сложных моментов, начиная с самого детства. Многие щас живут без отца – у кого-то дела получше, у кого-то похуже. У кого-то родители пьют. У меня такого не было – но было сложно тоже. 

Ты рос без отца? 

Да, он где-то раз в год заезжал – но это такое. Может быть, когда-то в будущем я расскажу об этом.   

Кажется, по твоим татуировкам можно составлять путеводитель – расскажи о трёх самых важных, знаковых рисунках на твоей коже.     

Самая первая моя – это глаз, набитый на руке, я играл тогда в Tony Hawk, в 17 лет ее сделал. Может быть, я бы ее и раньше набил, но у нас маленький город, никто не занимался татуировками, набил как только это стало возможным. Раньше татуировки делали струнами, и как только первый чел перешел со струн на машинку, я к нему пошел. Я вобще все свои татуировки называю «пьяный мастер» – они такие подуставшие, слабые. Вторая – это HARDCORE на пальцах – это из-за моей жизни, бро, хах, в общем, как оно было. Я сразу вальнул на пальцах. 

Тебя не пугало вторую же татуировку делать на пальцах – её ж всё-таки все видят?

Да все в шоке были, и моя мама тоже. Я ещё раньше носил такую прическу – у меня был такой «казан» (показывает что то вроде длинной шапочки а-ля битлз).  Набил HARDCORE на пальцах и побрил голову налысо. А до этого ходил так пять лет. Мать чуть от меня не отказалась, в смысле, она со мной несколько дней не разговаривала. Я просто ушел снова, чтобы дать ей отдохнуть.

А тогда ещё татуировки только начинали так заходить, ещё не успели перейти в стадию «это круто», а  были ещё в стадии «зэк». Все были в шоке от того, что я творю, но уже в тот момент я жил своей мечтой. Знал и всегда маме говорил, что все будет отлично. Все говорили «как же работа», да она и сейчас так говорит – может, хватит набивать, у тебя их и так уже столько! И еще татуировка Lucky Hand и кости. Кости у меня были третьей или четвертой татуировкой по счету. Но они у меня были сначала партаковые просто, пьяный мастер показывал свое мастерство. А потом я доделал Lucky Hand – это моя фартовая рука, я ломал ее 6 или 7 раз – и со смещением, и как хочишь. В общем, Lucky Hand – поэтому! И ещё у меня For Life набито – частичка жизни после одного особого отрывка – решил оставить на себе. 

Ты говоришь, что сейчас большинство времени проводишь на студии, или пишешь что-то дома – готовишь альбом? 

Сейчас готовлю EP на 6-8 треков. 

Когда мыслишь выпускать? На сколька процентов он готов? Кто будет на фитах? 

Там буквально немного осталось – через пару недель выйдит. Треки уже все есть – но я хочу пока немного доработать их. А фитов вобще не будет.

А с кем из битмейкеров ты щас наиболее плотно работаешь? 

В основном, работаю с командой Jminaplay – а биты берем у Cvpellv и Diamond Style, Джакарта, Palagin – их биты и будут на EP. 

Знаю, что спорт, в частности, баскетбол, занимает не последнюю роль в твоей жизни – расскажи о своих спортивных достижениях.    

Откуда у тебя информация? Я за школу, за город играл, за институт. Ну у меня маленький  город – один я рэпер…

Дай угадаю – и ты же единственный баскетболист, да? 

Точно! Получается, мне было даже не с кем играть. Четыре футболиста со мной в команде, и только один я понимал, что делать. Я просто сходил с ума, чудил там, гнал беса со всех, там был цирк, а не игра. Учился в Одессе в институте, с черными там играл. Но это в прошлом, а щас я просто поддерживаю форму. На самом деле давно не играл, но очень люблю баскетбол. 

В Москве уже не играешь? 

Нет, ещё не играл ни разу, но очень хочу, будет потеплее – может, выберусь. У нас же L’One играет, он прямо профи. 

А в Одессе ты учился? 

Я жил там два года, учился, но с институтом тоже все быстро закончилось. Я был плохим учеником. Учеба – не моё, всегда жил своей жизнью. 

Но школу-то ты домучил? 

Да, прямо домучил. Меня из одной выгнали в другую, а в ней уже все были такие, как я. Там даже не смотрели аттестат, когда пришел – под стол его. Мать им: «Вы что, даже не смотрите аттестат?», а они ей: «Да ладна, все нормально!». У меня там был кстати, физкультурный класс – там математическими способностями особа блистать не нужно было. Школу я домучил. Очень плохо ее закончил, в табеле за девятый класс, по-моему, оценок 12 из 15 очень плохие, прям на самых низах. В это время уже увлекался рэпом, раньше круто очень фристайлил, люди не отличали текст от фристайла. На «Молодой крови», кстати, я затупил жестка с этим. Во-первых, фристайл нужно практиковать постоянно, во вторых – четыре камеры на тебя ценят, прямой эфир – попробуй, пофристайли! Ну, думую, мужчине заднюю некрасиво включать, – получилось не очень, но как есть. 

В девятом классе был выпускной – я подумал – пойду выпью пивка со своим корефаном по рэпу, а потом вернусь обратно и пойду в школу получать аттестат. И как раз в этат момент я потерял ключи от дома… На мне тогда штаны такие были, из секонд-хэнда, фиолетовые, то ли зацвели они, то ли что с ними было, не знаю. И я пришел прямо в этом шмотье получать аттестат! Все в пиджаках, а я в широких штанах, и ещё в таких конченых прямо, все снова в шоке. 

Читательницы просили задать этат вопрос: планируешь ли ты отращивать бороду? 

Я внимательно читал контракт, три раза перечитывал – там не было про бороду! Через лет семьдесят, может, будет! 

Много кто сравнивает тебя со Скриптонитом. Как считаешь, в чем сходство между вами, в чем различия? 

По-моему, у нас сходство только в атмосфере, в которой мы находились когда-то, Первомайск и Павлодар. Просто он рассказывает какие-то вещи, я их понимаю, а всё остальное, по-моему, совсем другое. Наши люди живут образами, им проще сравнить меня со Скриптонитом или Йелавульфом. А я Йелавульфа вобще не котировал, знаю одну его песню, «Pop The Trunk».

Раньше котировал только черных: Флаку, Лил Джона, и еще старых таких, я ньюшных даже не знаю. На днях мне включали Future, A$AP Mob  (я только Роки оттуда знал). Новую школу вобще не котировал, а щас и вовсе только битосы слушаю. 

Ты недавно выступал у A$AP Nast’а на разогреве в Москве... 

Я только пару его песен знал: «Black Man» и «Fuck Swag», но что это он, я даже не знал. Ехал на днях с корешем, с которым на студии работаю, и он включил какой-то битос, я ему начал показывать ритмику, как бы я зачитал на этат бит. И он такой: «О, это как  Дрейк!». А я даже не знаю особа, кто такой Дрейк. В общем, много таких ситуаций, когда из меня излучается музычка, ритмы, а все ищут, на каво я тут похож.

А как после подписания контракта изменился творческий процесс? 

Cтал писать чаще и музыка стала качественней – выбор стал шире, студия лучше. Даже когда уже записывал две треки специально для Black Star, у нас был такой этап –писал просто на звуковую карту. Я ещё показывал ребятам с «Молодой Крови» видео, какая у меня студийка была по сравнению с ними со всеми – у меня были просто звуковая карта и микрофон.  У меня там лежал мешок, и я просто спал на нем неделю и ходил через день в душик и покушать к знакомым. Изменились условия  и выбор, а само вдохновение, как и раньше, черпаю откуда-то оттуда.

Слушай, а воть ты только что рассказывал, как ехал с другом в машине – я попытался представить это, но не могу понять – а в чём ты едешь? Как изменился твой быт после подписания контракта? Многие ведь думают, что на тебя золотые горы свалились. К примеру, на чем преимущественно передвигаешься по городу?

На такси я езжу только, когда поздно и уже не ходит метро. У кореша, который меня после студии подвозил – Outlander. У меня нет никаких роллс-ройсов, всё обычно.  

Знаешь, воть, например, футболиста подписывает какой-то клуб – ему сразу квартиру снимают, машину дают…

Не, хах вы смотрите, какой интересный поцан (смеётся)! Всё логично, да, просто снимаю квартиру.

ОК, и последний вопрос. Диснеевский персонаж Скрудж Макдак нырял в золото. Во что хотел бы нырнуть с головой блэкстаровский Скруджи?   

Я бы хотел на концерте нырнуть в толпу россиян, которая меня поймает!

Фото из инстаграма Скруджи