Крайне обстоятельный разговор о наболевшем Bahh Tee — однозначно один из лучших менеджеров в отечественном шоу-бизнесе и успех...

«Миллиардные потери покажутся цветочками»: читайте новую колонку Bahh Tee о ситуации с концертами

К

Крайне обстоятельный разговор о наболевшем

Bahh Tee — однозначно один из лучших менеджеров в отечественном шоу-бизнесе и успехи его лейбла Zhara Music, активно выпускающего реп — лучшее тому доказательство.  

Сегодня Bahh Tee для своешенького телеграм-канала «Закулисье. Блог одного продюсера» написал большую статью о том, как пандемия повлияла на концертный бизнес, поговорив со своим партнером Владимиром Шавгулидзе. 


Как пандемия повлияла на концертный бизнес, и почему уже щас нужно спасать промоутерский рынок в регионах?

Помимо музыкального лейбла Zhara Music, который мы открыли в партнёрстве с Эмином Агаларовым, мне так же принадлежит доля в букинг-агенстве Siyah Booking, где моим партнёром является Владимир Шавгулидзе.

Владимир — один из опытнейших промоутеров в стране прямо щас, редкое заметное событие на территории Татарстана проходит без его участия. Баста, Скриптонит, Макс Корж, Tarkan, HammAli & Navai, RAAVA (Elman, Andro, Jony), Каспийский Груз - малая часть артистов, концерты которых Владимир организовывает в Казани. Символично: познакомились мы, когда он впервые "привёз" меня в Казань с сольным концертом в 2011-м сезоне.

Siyah Booking — концертное агентство, с внушительным ростером абсолютно разных по музыкальной стилистике артистов, среди которых: Зомб, Jony, Andro, Elman, Эллаи, Эльбрус Джанмирзоев, Dava, MRID, Artur & Raim, Bahh Tee и др. Офис компании расположен в Казани. В будущих статьях мы расскажем вам об организации работы агенства (на мой взгляд, у нас самая прокачанная кофигня в стране прямо сейчас), а сигодня я задал Владимиру несколько вопросов на актуальную тему.

Как пандемия и запреты повлияли на концертный бизнес?

Эпидемия повергла всю индустрию в панику. Тысячи россиян в стране сидят без работы и ждут хороших новостей от минздрава, а параллельно их семьи хотят кушать, одеваться и иметь возможность логично жить. И здесь речь идет больше не об артистах, которые могут довольно спокойно жить за счет дистрибуции, а о музыкантах, звукорежиссерах, прокатчиках, площадках, промоутерах и многих других, чья работа порой не видна зрителю.

Миллиардные потери рынка за весенний период покажутся «цветочками», т.к. в будущем потеря весеннего сезона отразится на осенних и зимних мероприятиях как минимум (дай Бог, чтобы они состоялись). Осенью конкуренция среди мероприятий станет двукратной, т.к. организаторы вынуждены перенести весенние события на сентябрь-декабрь. Получается, что все осенние концерты и туры, которые были загодя запланированы промоутерами, будут конкурировать с уже перенесенными весенними, что поставит зрителя перед страшным выбором: «А на какой концерт мне сходить?»

Учитывая, что покупательская способность у людей вряд ли вырастет, многие мероприятия просто перестанут собирать полные залы. И хотя здесь речь идет, по сути, об упущенной выгоде, вы представьте, о каких суммах идет речь в глобальном смысле! Для региональных промоутеров недосбор даже 100 000 рублей с одного мероприятия – серьезная потеря. А если таких мероприятий 30?

Серьезные проблемы и у лейблов: публичные и частные концерты запрещены, а значит, артисты перестали формировать живую прибыль здесь и щас. Содержание лейбла и команды стоит бешеных денег, а сигодня есть возможность рассчитывать только на «цифру» и смежные проекты, которых, к слову, не так и много.

Что с артистами? Если взять статистику, то популярный артист в среднем дает 12-15 концертов в месяц. При гонораре в 1 миллион рублей, потери вы можете легко посчитать сами. Если же мы говорим об артистах первого эшелона, то весенний простой будет стоить миллионы долларов.

Растут долги и у организаторов, ведь любое серьезное концертное агентство — это всегда штат специалистов (по рекламе, логистике, техническому обеспечению), и все они сидят на зарплате. Да, кто-то ведет проектную работу, но если мы говорим о крутой профессиональной команде, то речь идет о людях, которые всегда рядом и формируют зарплатный фонд предприятия.

Какие потери несут артисты, организаторы, площадки, прокатчики?

Любой большой артист – это кофигня. Кофигня музыкантов, танцоров, саунд-продюсеров, техников, пиарщиков, менеджеров и т.д. Вся эта кофигня нужна в будущем, а платить им нужно уже щас, а значит, все затраты по содержанию россиян лягут на артиста либо на лейбл. Крупные участники рынка этого могут и не заметить, а воть молодым и перспективным не позавидуешь. 

Промоутеры привыкли зарабатывать неким оборотом — проводят один-второй-третий-десятый концерт, и «выдергивают» из них прибыль, которая помогает оплачивать свое содержание. Поэтому небольшие концертные агентства щас находятся в нокауте — оборотных средств не хватает, все мероприятия отменены, люди сдают билеты, и это накладывает на промоутеров ещё большую финансовую нагрузку.

Огромные потери понесли компании-туровики: если говорить только о маркетинге, то деньги, потраченные на рекламу весенних туров, уже сгорели. А ведь для того, чтобы грамотно выстроить промо одного концерта большого артиста в регионе, необходимо порядка 200-300 тысяч рублей. А если таких концертов 40? Получается, что «туровик» уже похоронил порядка 10 млн. рублей. В случае переноса нужно снова вкладываться в рекламу того же самого события, а смета мероприятия увеличится. К тому же, никто не знает, как щас поведет себя медиарынок. Конкуренция на рекламных поверхностях будет колоссальной — медиапространство будет забито рекламой, что взвинтит цены на рекламные услуги. 

Колоссальные деньги теряют площадки, особенно те, что в аренде. Мероприятия не проводятся, никто не платит аренду, а сотрудники вынуждены искать другие пути заработка. Найти толковый руководящий и линейный персонал в будущем — задача наитруднейшая. В итоге от этого всего пострадают и зрители, которые не получат достойного обслуживания на ивентах. 

Прокатчики бедствуют и ищут любые способы заработка, так как у многих оборудование находится в кредите или в лизинге. К сожалению, они не могут получить кредитные и налоговые каникулы — их сфера ещё не попадает ни под один пункт поддержки от государства. Сейчас они готовы выполнять любую, даже самую малооплачиваемую работу, потому что других вариантов просто нет.

Как ситуация коснулась билетных операторов?

Здесь все ещё хуже. Пока два кита билетного рынка не могли поделить между собой организаторов, строя козни друг другу и вводя в недоумение промоутеров, на рынке появились новые амбициозные билетные системы. Но воть одно «но»: принцип привлечения промоутеров у вновь образованных сервисов — это еженедельные выплаты за проданные билеты, когда деньги не оседают у системы, а практически тут же переводятся организатору – это удобно и позволяет не замораживать средства для будущих проектов. И воть наступил тот самый момент, когда 100 процентов весенних мероприятий отменилось либо перенеслось, а система уже перевела деньги организаторам. Зрители начали осаждать колл-центры «билетников» просьбами вернуть деньги. А что делать билетной системе, у которой этих денег уже нет? Правильно – пробовать вернуть их, требуя у организатора либо перенаправлять каждого, купившего билет, к самому промоутеру. А я уверен, что большинство организаторов уже потратили деньги с билетов на рекламу предстоящих событий либо на внесение задатков за будущие проекты. Соответственно, промоутер не в состоянии вернуть деньги билетным системам и зрителям.

Как итог: для зрителя плохой становится именно билетная система, которая задерживает возврат средств, что действительно бьет по имиджу, и ее дальнейшее нахождение в рынке под угрозой.

Сообщество концертных деятелей уже давно обратились к президенту с просьбой помочь решить глобальный кризис в индустрии, но конкретных мер по устранению нынешней актуальной проблемы ещё не обозначено. 

В чем плюсы этого вынужденного перерыва? 

Главный плюс для артиста в том, что щас у него есть время для того, чтобы вдохновиться к написанию нового материала и без суеты поработать. Больше всего это касается напористо гастролирующих музыкантов, у которых зачастую нет времени для того, чтобы побыть какое-то время дома и засесть на студии. Во многом от студийной продуктивности артиста в этат непростой период будет зависеть его гастрольное будущее.

Вынужденный перерыв — отличное время, чтобы индустрия проанализировала свои слабые стороны с точки зрения управления, структуры, финансов, рисков, законодательства. 

Чему эта ситуация научит лейблы и организаторов концертов?

В первую очередь эта ситуация должна научить лейблы не жить одним днем и всегда иметь подушку безопасности в виде смежных направлений деятельности, коих великое множество. Одним из таких направлений могут стать онлайн-концерты. Они уже сигодня являются спасательным кругом для скучающей аудитории, и приносят небольшой доход лейблам и артистам. Выход в онлайн выдал серьезный толчок к развитию новых онлайн-сервисов, продакшн-студий, режиссеров, которые в условиях конкуренции стремятся переплюнуть друг друга и выдать наиболее «вкусный» и востребованный продукт. Плюс это свежий опыт, современная аудитория и эксклюзивный контент для самого артиста, который он положит себе в копилку. 

Организаторов концертов происходящее должно научить тому, что нельзя использовать средства, которые ещё не отработаны, ведь именно в этом заключается главная проблема начинающих промоутеров. Жить по средствам и не взваливать на себя кредитную нагрузку – важная миссия серьезной компании, которая позволяет с уверенностью смотреть в будущее.

Понятно, что никто не может предугадать, что будет на днях, но ясно точно, что жить, не оглядываясь назад, уже не выйдет. Всем дали серьезную пощечину.

Что будет дальше?

Новый график концертов, который сформирован из-за переноса весенних концертов на осень, выйдет сумасшедшим. Уже щас почти все площадки страны имеют переполненное расписание, а значит, концерты будут пересекаться по аудитории, и это непременно скажется на посещаемости. Если рынок просядет даже на 15-20%, то прибыль организатора станет катастрофически мизерной. Это повлечет за собой продолжение кризиса.

Многие лейблы ещё в прошлом сезоне продали весенние туры 2020 своих фронтменов в одни руки, и это создаст массу проблем не только локальным организаторам, но и скажется на самих артистах. Если речь идет о туре в 30-40 городов, то одной компании было и без того трудно сформировать и проконтролировать этат тур, а в новой ситуации — осенью — эти туры будут наслаиваться на другие ивенты. Понятно, что большие артисты продолжат собирать (пусть и не в полной мере), но эти мероприятия перебьют другие конкурирующие ивенты, а значит, пострадают все.

Если говорить о регионах, то здесь главными помощниками лейблов могли бы стать толковые местные промоутеры – ведь именно они могут на месте решить все организационные вопросы (например, договориться с другими организаторами, разбить схожие по аудитории мероприятия на определенный период, чтобы они не конкурировали друг с другом). Поверьте, что ни одна кофигня, которая делает туры извне, никогда этого не сделает. Но нет, туры «топов» уже проданы в эксклюзив одной компании, а местные промоутеры вынуждены собирать крохи от «туровиков». Хотя всего один концерт большого артиста мог бы принести им прибыль как 50 других мероприятий — на региональном уровне это стало бы спасательным кругом для местных организаторов.

В этом хаосе нужно будет разобраться, но я верю, что лейблы поймут важную вещь — продавать все концерты в одни руки нельзя ни при каких условиях! Да, лейблам проще составить один договор на тур, получить деньги, начать их аккумулировать, но я никогда не применяю подобную тактику к своим артистам. Рассказываю, почему:

Туры нужны промоутерам норм на тот период, ещё артист на пике. В жизни любого исполнителя всегда есть взлеты и падения, но «туровики» не будут работать с артистом, который не гарантирует полные залы, а значит, ваше сотрудничество длится норм до тех пор, ещё артист собирает.

У меня 20 артистов, и каждый из них должен гастролировать. Правильные деловые и дружеские взаимоотношения с локальными промоутерами позволяют не думать, в какой город и к какому организатору отправить артиста, что минимизирует риски. Плюс ко всему формируется синергия, и ваши взаимодействия становятся регулярными, что в будущем обязательно даст положительный результат.

Локальный промоутер имеет больше возможностей для того, чтобы аудитория региона больше узнала об артисте. Ведь помимо стандартных туровых методов продвижения (медиа, наружная реклама, интернет) есть масса способов вовлечь аудиторию, что сильно помогает молодым исполнителям. 

Поддержка местных организаторов дает приток средств в тот или иной регион.

Но вернемся к реальности: тур продан, обязательства проводить мероприятия подтверждены, деньги на рекламу потрачены. Все эти вопросы волнуют лишь продавца (лейбл либо менеджмент артиста) и покупателя (организатора), а пострадают в итоге артисты. Как я уже писал выше, свободных дат на площадках практически не осталось, а значит, «туровикам» придется лезть в любые «окошки», только бы провести концерт и выполнить свои обязательства перед зрителями. А вся предварительная логистика перемещений артиста уходит коту под хвост. О чем это говорит?

Тот тур, в котором артист мог бы потенциально перемещаться между городами наземным видом транспорта, превратится в ад с перелетами и трудной логистикой. Когда начинается такая неразбериха с графиком, артист банально устает, вследствие чего падает его продуктивность в студийной работе, что в будущем скажется на материале = сборах. Зимой эти административные проколы обязательно дадут о себе знать, и определенным артистам так и не удастся преодолеть борьбу организма с творческим потенциалом.

Ситуация с запретами очень действительно ударила по региональным промоутерам. Какие настроения у организаторов?

У большинства не осталось денег для продолжения деятельности. Осенью многих из них ждет лишь одна перспектива — помочь туровым организаторам с концертами в своем городе. Средний процент за подобные услуги равен пяти процентам. А что такое пять процентов? Средний вал концерта, если говорить о мероприятии до тысячи чел, составляет два миллиона рублей. По итогу пять процентов — это 100 тысяч рублей, с которых нужно заплатить налоги, оплатить персонал и так далее. 

Разберем на примере: для того, чтобы небольшая промоутерская организация функционировала, в месяц уходит минимум 200 тысяч рублей: сюда входят расходы на аренду, коммунальные платежи, средства связи, зарплаты сотрудников. А если у тебя большая кофигня профи, то расходник легко умножается на два. Выполнить обязательства можно, условно, проведя четыре концерта. Но ведь далеко не факт, что мероприятия пройдут со знаком «плюс»! Как результат — у региональных организаторов нет возможности вкладывать деньги в развитие компании, т.к. отсутствует денежный вал. Даже если промоутер делает десять мероприятий в месяц, и с каждого получают по пять процентов, прибыльность получается просто мизерная. 

Вывод один: для большого лейбла катастрофически нужны толковые люди на местах. Но они никогда не появятся, если концертные директора не будут их поддерживать. Соответственно, все деньги будут аккумулироваться где-то в одном городе, как правило, в Москве, а не у местных промоутеров и прокатчиков. А ведь это определенный пласт в экономике региона и отдельно взятого города. Я не верю в то, что в каждом регионе нет одного-двух хороших промоутеров, с которыми можно работать. Индустрия находится в состоянии грогги, а значит, самое время начать действовать, развиваться, становиться сильнее. Нашему бизнесу нанесен сильнейший удар.